Сванетия. Начало.

Ну вот, впечатления немного отстоялись, и можно уже попытаться взглянуть сквозь них, как сквозь банку с компотом. Три недели мы, я с Ксюшей, моя команда, наш клуб «Надир», все мы провели в Грузии. Не вдаваясь в детали такого выбора, уточню только, что в первую очередь поездка была ориентирована на то, чтобы поехало как можно больше новичков. Во-вторых, в Грузии побывать хотелось всем. Кто-то был тут в молодости, кто-то не был вовсе, но очень хотел, а кто-то пёрся от этой страны и готов был ездить туда каждый год. Плюс море совсем рядом. И это, надо заметить, не малый плюс. В общем, набралось под это дело 40 человек. Могло бы и больше набраться, но, тогда бы мы вообще не взлетели.

Были разные идеи, как добраться до вожделенных гор. Долго мусолили эту тему, был вариант лететь из Киева, но купить 40 билетов по приемлемой цене стало неразрешимой задачей. В конце концов, решили лететь прямо из Минска самолётами Белавиа. Гораздо удобнее, чем из Киева, быстрее, и не на много дороже. Правда, немного пугали истории, как наш национальный авиа перевозчик оставляет багаж в пункте отправления, потому что он не помещается в самолёт, но у меня даже мысли не было, воспринимать это как серьёзную угрозу. Все иногда ошибаются. Кроме того, мы написали письмо за печатью Белорусской Федерации Альпинизма, где просили предоставить на группу дополнительные 100 кг разрешённого багажа. В сущности это мелочь, по три кг на человека. Всё равно как вы потолстели бы перед вылетом или надели тяжёлые, горные ботинки. Так что Белавиа любезно пошла нам на уступку.

Погрузились в самолёт и, в полночь, пару часов дрёма, вжжик и мы в Кутаиси. Сложно придумать трансфер удобнее. Но не тут-то было. Милый сотрудник аэропорта как бы невзначай рассказал, что 12 наших рюкзаков немного не поместились в самолёт. Но нам не стоит расстраиваться, ведь они будут доставлены следующим рейсом, и наши вещи сразу же привезут к нам в отель. Правда это была суббота, и следующий рейс намечался только во вторник. В прочем, и на отель рядом с нижними ингурскими ночёвками тоже рассчитывать не приходилось, равно как и на то, что кто-то решится доставить нам туда наши вещи. Над успехом экспедиции навис медный таз, местами сменяемый частью человеческого тела, где спина переходит в ноги. Помню, я был очень зол: не можешь перевезти, так и не берись! Тем более что случай не первый.

Среди ночи было трудно разобраться, нас уже ждали два микроавтобуса, готовые везти нас в Ушгули – то самое высокогорное село с теми самыми башенками, куда стремится попасть каждый турист, приехавший в Грузию. В Ушгули должна была произойти пересадка на Газ-66, который по планам должен был в тот же день завезти заранее закупленную еду, газ и наши вещи прямо на ночёвки. Но что там делать, если едва ли не половина палаток остались в Минске? Благодаря белорусскому монополисту авиа перевозок проблемы возникли прямо на первом этапе трансфера и грозили как минимум дырой в бюджете.
Делать было нечего. Мы сели в автобусы и поехали, а в аэропорте остался отважный Игорь Тихомиров, который каким-то образом должен был решать этот вопрос. Взмахивая рукой и утирая слезу, он лишь попросил: на обратном пути, если встретите заросшего бедняка в рваном тряпье и говорящего на разных языках мира, то заберите, пожалуйста, меня домой!

Так получилось, что Костя в этом году в горы не поехал, и вся моя команда летела из разных стран в разное время. Марусю с Лёшей мы должны были подобрать в Зугдиди. С этим удалось справиться более или менее легко. Пока мы их ждали, местные грузины встретили нас очень тепло, даже не смотря на то, что это было пять утра и никто их не просил нас встречать. Полиция, от которой в каждой новой стране не знаешь, чего ждать – помощи или вредительства оказалась настолько дружелюбной, что всё утро сопровождала нас по городу конвоем, завезли в едальню, разбудили хозяев, мол, гости дорогие приехали, столы накрывайте.

И никакой вражды ни в одном лице. Только приветливость и искренние попытки как-то упростить нам жизнь.

По дороге заехали в Местию, где подобрали Мишу Пучкова и Виталика. Миша заехал в Грузию на три дня раньше, чтобы организовать трансфер и закупку продуктов.

Пока оформлялись у пограничников, посетили музей Сванетии и центр города.

Центр построен очень круто. Складывалось впечатление, что находишься где-то в Швейцарии. Ещё не всё там готово, внутри помещений мусор, насрано и бродят коровы, но всё, весь город приведён к единому стилю, с интересными элементами оформления, всё очень аккуратно и красиво.

По дороге взглянули на Ингурскую ГЭС и, к вечеру удалось добраться до Ушгули.

На мой взгляд, красота этой группы деревень несколько преувеличена. Оттуда мне больше всего запомнилось отношение людей к мусору и то, что всё, кроме дорог там покрыто какашками. Возможно, я бы и не заметил этого, если бы мне не пришлось выгружать вещи из машины. А куда их ставить? На все сборы около ста больших и маленьких рюкзаков, сумок. А кругом лепёшка на лепёшке.

Толя Воеводов, пожалуй, одна из причин, почему мы поехали именно в Сванетию. Один из действительно мощных инструкторов нашего клуба, который может и хочет не только учить и делиться опытом альпиниста, но и миллионом разных житейских мудростей, пытался наладить связи с местными производителями лепёшек. Зная Толю уверен – успешно.

Жизнь сложилась так, что ночевали мы на футбольном поле рядом с Ушгули. Вдумайтесь! Вместо душистых высокогорных лугов, где разве что пастухи раз в месяц ходят, мы встали лагерем на задворках грузинского села, среди какашек и коров, играющей между палаток в футбол ребятни (тогда мы воспринимали их с опаской, как потенциальных воришек), в сгущающихся сумерках и начинающим накрапывать дождём, я получил смску от Димы, который прилетел в Батуми:

«Пишу, чтобы сообщить свой новый грузинский номер, а не чтобы рассказать, что мы с Тихомировым лежим на пляже и пьём сок :P (привет Ксюхе :)»

Сложно представить более коварное, чем столь тонко выраженное издевательство! :)

Но утро вечера мудрее. Вышли мы очень рано, с рассветом, чтобы пройти десять километров до ночёвок и как следует обустроить лагерь.

Дима с Игорем получили наши рюкзаки батумским рейсом и так же выдвинулись в путь в нашу сторону. Белавиа, надо отдать должное, всячески способствовала разрешению той ерунды, что сама же организовала и взялась довезти рюкзаки как минимум до Местии.

Шестьдесят шестой Газ доехал до ночёвок минут за пятнадцать.

Лихо перемахнул через реку Ингури и высадил нас на чудесной поляне усыпанной полевыми цветами, с одной стороны которой бил нарзан, а с другой лежали огромные, уютные валуны.

Чуть погодя, налегке пришли и все остальные.

Не менее приятным открытием стал мост через Ингури рядом с поляной. Даже передать сложно, как сильно упростилась этим мостом наша жизнь. И, как говорится, настроение улучшилось!

Вечером приехали рюкзаки, а с ними палатки, спальники, и, конечно, Дима. Наша команда, наконец, была в сборе, какие-то внутренние шестерёнки тут же закрутились, харизмы вступили в реакцию друг с другом, образуя взрывную, вырывающуюся вперёд и вверх смесь. Шило в попе провернулось от нахлынувшей бодрости три раза. Наступало время отчаянных походов, немыслимых приключений, нелепых поворотов судьбы и просто безудержного веселья.