Трэш поход.

Еще будучи в Швейцарии (отчёт о которой, точнее первую часть, выложу со дня на день) зашёл у нас разговор о том, что у Беларуси есть свои преимущества перед той же Швейцарией или Германией. «Например, в Беларуси можно гулять по лесам где угодно, а в Германии везде частная собственность», — рассказывал Дима. «А ещё в Беларуси болот много. А сейчас болта – это последний писк в туризме. Болотный дайвинг очень популярен в Европе»! – с энтузиазмом продолжал он. И тогда я подумал, а почему бы и нет. Болот много, надо погулять хотя бы по одному какому.

Написал я свою идею Косте и предложил сходить в поход выходного дня. Ну а поскольку иллюзий я особых не питал, то так и написал, мол, пошли Костя в «трэш» поход. Костя принялся прорабатывать маршрут, прислал мне несколько вариантов. Говорит, можно поехать к Саше Ананичу на дачу, можно вот тут вдоль озёр пройтись. А можно, конечно, вот тут, в болото. Но вообще-то дожди обещали. Он как бы намекал, но я-то хотел! Тем более я посмотрел, что на карте там уйма дорожек разных. Пунктирных, правда, но дорожек. Я так себе это и представлял: тропинка, буквально велосипедная дорожка, а вокруг болото (опционально для тех, кто хочет срезать).

В субботу рано утром мы выехали в Березинский заповедник. Высадились из автобуса в деревне Бабцы (ремарка для Ксюши: в деревню не заходили, почему так названа не в курсе!) и не спеша потрусили в сторону деревни Пещанки на краю этого заповедника. Тут я вспомнил, что не взял карточку к своей камере, а потому пришлось снимать всё на телефон. За качество прощайте.

Долго ли, коротко ли, но миновали мы последний, уже нежилой дом вымирающей деревни и направились полем в сторону предполагаемого начала тропинки. Совершенно ничего не предвещало беды. GPS-ом решили особенно не пользоваться, потому что это не очень спортивно и не так весело. У нас была бумажная карта, компас в часах, навигатор без карт и полноценный навигатор в телефоне.

Шли мы, шли, и начали сомневаться, что идём мы хотя бы близко туда, куда надо. Под ногами трава-мурава, кочки какие-то, а должна быть дорога. Всё-таки заглянули в телефон, и оказалось, что идём мы правильно, можно сказать прямо по дороге, просто медленно, и потому не можем никуда прийти. Пожали мы плечами, прикинули азимут и пошли дальше.

Шли, комары какие-то кусаться начали. Меня в плечо укусил, иду, ною. Как-то сыро под ногами стало, но идём, азимут держим. Метров через двадцать Костя заявил, что проблема сырых ног решилась. Я как-то сразу не понял, но когда булькнул по щиколотку, то сориентировался. Перед нами виднелась небольшая речка, которая впадала в Березину, и берега которой нам надо было держаться. Решили держаться подальше от берега, но всё равно внезапно взявшаяся вода ниже колена не опускалась. Сверились с навигатором – идём точно по тропинке. Тут я начал подозревать что-то по поводу этих тропинок.

Выбрались мы из той каки и тут же уверенно окунулись в другую. Первым окунулся Костя, сделав шаг вперёд и нырнув по колено в какую-то вязкую жижу. Фотографировать в тот момент не получалось, потому что процесс это трудоёмкий, а я думал как спасать Костю. Но Костя выбрался сам и настал мой черёд. Я как не старался, но булькнулся в эту жижу с тем же успехом. Жижа очень не хотела отдавать мою обувь и, слава богу, она хорошо держалась на ногах.

Дальше мы шли, стараясь ступать только на кочки. Иногда казалось, что у нас под ногами какой-то пудинг. Иногда казалось, что мы идём по какому-то ковру из растений, под которым бездонное озеро.

Так мы скакали от дерева к дереву, по поваленным бревнам ну и просто как-то цепляясь попой за воздух, пока не вышли на небольшой островок соснового леса на возвышенности, где перевели дух и некоторое количество продуктов.

Единственными едва заметными ориентирами в тех местах оказались просеки. Начал моросить дождик, камыши, осока, и всякие кусты становились всё выше и выше, так что ничего сухого на нас уже не оставалось. И только заросший тоннель из деревьев на фоне неба указывал дорогу.

В какой-то момент случилась интересная оказия. Почти дойдя до Березины и наметив на неё направление, мы ходили-ходили по этим тропическим джунглям, но всё как-то не могли прийти. А когда снова сверились с компасом, вышло, что идём мы в обратную сторону. Развернулись, и оказались в том месте, где наметили направление. Когда трава и кусты выше головы, потерять направление настолько просто, что я даже не думал, что так бывает.

Но, в конце концов, мы выбрались на берег Березины, а он такой песчаный, чистый, редкие деревьеца, тропинка и коровьи лепёшки. Напомню, вокруг болота. Откуда коровы – не ясно. Задавать вопросов было некому, так что мы просто пошли по этой тропинке вдоль берега. Валил дождь и нас грызли комары. А ещё больше нас грызли слепни, так, что мы даже не шли, а бежали. Когда Костя вырвался вперёд я заметил, что слепни едут верхом на рюкзаке, а когда останавливаешься – налетают роем, что нельзя даже в навигатор посмотреть. Лезут в глаза, грызут всюду. Уже потом я как-то решил убежать от них. И, правда, пробежав быстро метров пятьдесят можно было на короткое время избавиться от докучливых насекомых.

Дождь превратился в ливень, так что, уже не смущаясь ничего, притоки Березены мы проходили вброд не разуваясь. Вдали, через поле приметили какой-то дым. А потом и пастуха с коровами. Как он тут оказался спрашивать не пошли.

Наконец, настал черёд и самой Березины. В тех местах она шириной примерно 12 метров и глубиной в три (судя по отметкам на карте). Достал из рюкзака гермобаул и затолкал в него рюкзак, а так же ботинки и штаны. Особого смысла в последнем не было, но вроде так принято. Завязал и поплыл. А потом назад с пустым баулом для Кости. Заодно решили постираться, потому что подозревали, что грязных нас в автобус не пустят.

Ночевать планировали просто на противоположном берегу, но берег этот был таким же болотом, из которого мы вышли немногим раньше, так что этот вариант решительно отвергли. Вдобавок начало холодать, а мы начали замерзать. И даже не смотря на то, что воды дальше не должно было быть мы всё равно пошли дальше. Набрали только пол литра в бутылку, в которой у меня чай был, и прикинули, что этого и полторашки минералки нам должно хватить на вечер. А утром что-нибудь придумаем.

Памятуя особенности ориентирования на болоте, нашли просеку, которая вела на возвышенности и пошли по ней. Просека оказалась хорошая, заметная.

Вода под ногами продолжала хлюпать, а мы продолжали проваливаться. Но по большей части даже через верх кроссовка не заливалось. Чувствовалось, что где-то не далеко можно жить.

И долго идти не пришлось. Сильно углубляться в возвышенности мы не стали, а разбили лагерь на первой же полянке.

Пилу я не нашёл и потому не взял. Зато взял топор. А вот перчатка была только одна и то левая. Так что пришлось попотеть, чтобы нарубить дров. Приготовили ужин. Поставили палатку. Коврик я забыл, но оказалось, что он и не нужен был. Постелили еловые лапки, да и не в болоте ведь спали.

Утром доели обильный ужин, сделали по глотку минералки, оставшейся с вечера, и отправились в путь. На дорогу даже и не думали идти – пошли сразу на просеку. Она оказалась просто как хайвей. Шли бы мы быстро, если бы не припадали к кустам черники, которая росла всюду.
Слепни пропали, комары сильно не беспокоили. Курорт, одним словом.

А потом случайно наткнулись на дорогу, которая и впрямь была дорогой. Сперва на такую замануху не решились и продолжили идти по просеке. Но когда дорога пересекла просеку второй раз, то пошли уже по ней. Так мы быстро дошли до речки Красногубки, где остановились сварить чай и перекусить. Только мы разожгли костёр, как начался ливень. В прочем, мы его как будто уже и не замечали. Не спеша попили чай, остатки залили в бутылку. Постояли у костра, погрелись. Ливень нас мочил с одной стороны, а костёр сушил с другой. А потом пошли дальше.

Дождь перешёл в мелкую морось. Чтобы не идти по шоссе, свернули на просеку, идущую вдоль него.

Но постепенно всё-таки вышли к людям. Обосновались на остановке у поворота на Домжерицы, где перекусили, выпили чаю, и уже было настраивались на долгое ожидание, как приехал автобус и завёз нас в Бегомль, где мы даже мороженое купить не успели, как приехал другой автобус, который и отвёз нас домой, в Минск.

В одном квадрате два километра.

Поход, я считаю, удался. Надо будет как-нибудь позже, когда нас немного подлечит время, повторить. Дима, приезжай! :)